Next24 - Бизнес Портал Перейти на мобильную версию

» » Экотуризм: организация походов

    Экотуризм: организация походов



     
    Организация конных и пеших походов – относительно новое направление в сфере туризма, которое, тем не менее, оценивается специалистами как перспективное и выгодное для начинающих предпринимателей. Главный недостаток этого вида бизнеса заключается в его ярко выраженной сезонности.
     
    Но, с другой стороны, такой бизнес, как правило, «вырастает» из увлечения, что позволяет совмещать приятное с полезным. И, кроме того, для его начала не требуется большой стартовый капитал. Так что в первое время его можно совмещать с работой и рассматривать исключительно как хобби.

    Итак, если вы собираетесь зарабатывать на жизнь проведением туристических походов в формате «тура выходного дня» или же многодневного путешествия с насыщенной программой, прежде всего, нужно определиться с маршрутами.
     
    Существует несколько различных классификаций туристских маршрутов по разным основаниям. Например, различают тематические маршруты, в которых предусматривается проведение экскурсий и, в целом, преобладает познавательная направленность;
     
    физкультурно-оздоровительные с обязательным включением в программу проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (к ним же относятся модные нынче йога-туры);
    комбинированные, которые сочетают элементы вышеперечисленных типов маршрутов.
    Маршруты разделяются и по сезонности:
    • на круглогодичные,
    •  внесезонные 
    • сезонные (для определенного времени года – лыжные, горные, водные и т. д.).
    По строению трассы маршруты могут подразделяться
    • на линейные с обязательным посещением одного или нескольких пунктов по пути от места отправления до места назначения;
    • радиальные (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте;
    • кольцевые (кроссинг-туры) с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.
    Кроме того, специалисты делят маршруты по продолжительности на
    • многодневные (от двух недель до месяца),
    •  маршруты выходного дня (1-3 дня)
    • экскурсии (длительностью в несколько часов).
    На маршруте может использоваться как ваш собственный транспорт, так и арендованный у других организаций транспорт или же личный транспорт туристов (например, если речь идет о велопоходах, то обеспечивать каждого туриста велосипедом было бы довольно накладно).
     
    В зависимости от видов передвижения различают
    • Пешеходные туристические маршруты или прогулки, протяженность которых может составлять от 2 до 50 км, в зависимости от подготовки участников; маршруты с передвижением на животных (например, лошадях, реже – оленях и собаках);
    • Железнодорожные маршруты (наименее распространенный сейчас вариант, когда путешественники проживают в поезде, ночуют в вагонах, а днем посещают места достопримечательности);
    • Воздушные перевозки (самый дорогостоящий вариант тура),
    • Водные маршруты на лодках различных типов, яхтах и других маломерных водных судах, а также плавсредствах, включая плоты и гребные или моторные лодки.
    • Встречаются и комбинированные виды перевозок с использованием в рамках одного тура сразу нескольких различных видов транспорта.
    Желательно, чтобы у вашего похода была одна цель, четко и ясно сформулированная. Это может быть, например, охота или рыбная ловля, посещение определенных памятных мест, отдых в горах и т. д.
     
    Одно из перспективных, хотя и сложных направлений для работы – экстремальный туризм, который предполагает активные способы передвижения (спортивные игры, скалолазание, плавание на плотах, подводный туризм, сафари и т. д.).
     
    Сложность заключается в повышенных рисках – опасности для здоровья и даже жизни участников такого тура. Одной из разновидностей активных туров являются приключенческие путешествия.
    Такие туры редко встречаются в нашей стране, что обусловлено сложностью их организации.
    К таковым относится, например, посещение различных экзотических мест, зачастую с использованием нетрадиционных транспортных средств. Безусловно, и в нашей стране есть множество вариантов для проведения приключенческих туров.
     
    За основу для разработки программы такого путешествия можно взять народные сказки, сказания и предания, местные легенды и пр.

    В зависимости от главной цели похода можно назвать следующие виды туров:
    • тур для охоты, рыбной ловли
    • поездки на природу или в заповедники для наблюдения за животными в естественной среде их обитания фотоохота; тур с посещением военных объектов, полигонов, тюрем и пр.;
    • туры на месте катастроф;
    • туры с целью поиска различных кладов (относятся к турам приключенческого и развлекательного вида).
    Составьте подробную программу его проведения вплоть до почасового расписания.
    Конечно, вряд ли вы сможете выдержать ее максимально точно, но зато ваши участники будет иметь представление о том, что они получат в итоге.
     
    Адекватно оценивайте уровень подготовки и возможности людей. Надо стремиться к тому, что этот уровень был примерно одинаковым для всех участников.
     
    На практике это оказывается мало достижимым, особенно, когда речь идет о походах с более общей тематикой (например, по местам достопримечательности или в случае с турами выходного дня).
     
    Среди ваших клиентов будут как молодые активные люди, так и пожилые; более выносливые и физически подготовленные и люди, не привыкшие к повышенным нагрузкам. Вам же нужно постараться сделать так, чтобы и тем, и другим было одинаково интересно участвовать в ваших турпоходах.

    Туры выходного дня, как правило, проводятся либо в той же области, где вы сами проживаете и где будете набирать клиентов-единомышленников, либо в расположенных поблизости регионах (чтобы дорога до места назначения не занимала более 3-5 часов).
     
    «Полномасштабные» походы проводятся с выездом за пределы определенного региона и занимают, как правило, от десяти дней и более. Последний вариант требует более серьезной подготовки, а также хорошего знания выбранных маршрутов и/или наличия надежного проводника.

    Группы для участия в туристических походах набираются двумя основными способами. В первом случае сначала определяется цель похода, а затем осуществляется поиск участников.
     
    Искать их можно через туристические фирмы, путем размещения рекламы в печатных изданиях (не самый эффективный и при этом довольно затратный способ), через местные сайты, форумы, группы в социальных сетях (оптимальный вариант).
     
    Во втором случае сначала набирается одна или несколько групп, намечаются цели для каждой из них и составляется расписание проведения походов.
     
    Этот вариант подойдет, если у вас есть несколько партнеров – проводников, которые смогут вас замещать. Вы же в этом случае выполняете, в основном, функции организатора.

    Программа вашего тура должна включать подробные сведения о цели похода, маршруте, длительности, условиях проведения и, конечно, стоимости. В любительских походах есть, как правило, один организатор, а участники при этом имеют равноценные обязанности.
     
    В коммерческих походах организатор не только берет на себя все организационные вопросы, но и старается обеспечить максимально комфортные условия для участников похода. Например, вместо разбивок лагеря в наиболее подходящем месте арендуются кэмпинги или даже гостевые дома.
     
    Пусть вас не смущает тот факт, что профессионалы, которые имеют большой опыт участия в туристических походах, рассматривают такие мероприятия скорее как пародию на настоящий поход.
     
    В большинстве случаев среди ваших клиентов будут новички и любители, бывавшие в походах в молодости и не готовые ни к сложным условиям проживания, ни к серьезным физическим нагрузкам.

    После того как вы определитесь с целью похода и составом вашей группы, необходимо выбрать и разработать маршрут. Если у вас нет большого опыта в организации походов, то лучше начинать с непродолжительных экскурсий и поездок по родному краю.
     
    Для начала тщательно изучите туристические ресурсы по выбранной трассе вашего маршрута, определите тип маршрута, постройте его эскизную модель и трассу, составьте календарный план путешествия и график движения группы.
    Продумайте, где будет останавливаться ваша группа, где будете готовить еду и ночевать. Обязательно совершите пробный поход по выбранному маршруту, внеся по его результатам изменения в программу своего тура.

    Начинайте с маршрутов, которые проходят по хорошим дорогам, не требует наличия специального инвентаря и картографического материала (чтобы для ориентирования на местности было достаточно дорожных указателей и обзорных схем), без длительных привалов.
     
    В дальнейшем можно будет для более опытных путешественников предлагать маршруты, проложенные по лесным тропам и просекам, берегам рек, через болота, горы и перевалы с длительными привалами и ночлегами.

    Тщательно подойдите к вопросу составления маршрута вашего путешествия.
     
    Для этого можно и нужно использовать сразу несколько источников – справочники, путеводители и картографический материал.
    Даже если вы используете уже готовые схемы, постарайтесь найти какие-то свои дополнительные «фишки».
    Выбранные вами маршруты должны обязательно согласовываться с расписанием движения транспорта, режимом работы музеев, допуска в заповедники и т. д.
    Если вы решите открывать собственную туристическую фирму, то вам нужно будет согласовать и утвердить паспорт маршрута, который используется при формировании туров.

    Существует несколько правил организации удачного похода. Прежде всего, выбранный вами маршрут для дневного перехода должен по сложности и протяженности соответствовать силам всем участникам вашей группы.
     
    В идеале для передвижения между объектами лучше использовать ваш собственный транспорт (это поможет избежать досадных недоразумений и накладок), но можно также воспользоваться и местным транспортом.
     
    Места для длительных привалов и ночлегов должны быть оборудованы запасом топлива и продовольствия, а также желательно должны быть оснащены связью на крайний случай.
    При возможности отдавайте предпочтение для длительных остановок гостевым домам и гостиницам, где можно отдохнуть.
    При планировании маршрута обязательно учитывайте резерв времени на случай различных непредвиденных обстоятельств и задержек в дороге.

    Для организации походов потребуется специальное снаряжение, которое подразделяется на личное, групповое и специальное. К личному снаряжению относятся носильные вещи – спальные и умывальные принадлежности, другие предметы индивидуального пользования (рюкзаки, кружки, миски, ложки и пр.).
     
    К групповому снаряжению относят палатки, инструменты (например, топоры), посуда для приготовления пищи, маршрутные материалы и т. д.
    К специальному снаряжению относятся предметы, определенные спецификой выбранного вами маршрута – от спасательных жилетов и веревок до ледорубов и сеток от насекомых.
    Групповое и специальное снаряжение вам придется приобретать самостоятельно из расчета количества участников группы плюс 1-2 человека (если вдруг во время похода что-то потеряется или выйдет из строя).

    Позаботьтесь о безопасности ваших участников, особенно если вы отправляетесь в поход в регионы, где живут опасные дикие звери. Впрочем, опасность могут представлять и люди, что также нужно принимать во внимание.
    Если вы проводите многодневные походы, вам понадобится минимум один (а лучше два) помощника.
     
    По мере развития вашего бизнеса стоит задуматься о расширении штата ваших работников. Так, вам могут понадобиться спасатели, медперсонал, дополнительные гиды, переводчики, опытные охотники и рыболовы. Потребуются дополнительные расходы на обеспечение средств передвижения – от внедорожников и лодок до велосипедов и лошадей. Все это, как правило, арендуется в месте начала похода.

    Наиболее перспективное место для начала такого бизнеса – села рядом с закрытыми заповедными зонами. Некоторые компании организовывают кэмпинги или даже целые мини-поселения для туристов с избами из сруба, сдача в аренду которых может стать дополнительным (и весьма существенным) источником доходов.  




    Автор: Dika от 21 август | Источник новости: Next24 - бизнес портал Беларуси




Наш Twitter

Мы VK

Интересное

Рекомендуем